Ученые нашли связь отказа от мяса с изменением активности генов

Ученые выяснили, что длительный отказ от продуктов животного происхождения способен влиять на активность отдельных генов и процессы обмена веществ. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Здоровье

Авторы работы изучили данные 200 жителей греческого региона Салоники, которые по религиозным причинам соблюдают пост в общей сложности 180–200 дней в году. Для сравнения ученые привлекли еще 211 человек из того же региона, которые подобных ограничений не соблюдают. Регулярная смена рациона позволила ученым сравнить метаболические изменения при разных типах питания.

Исследователи обнаружили изменения в активности гена LBR, участвующего в синтезе холестерина. Они проявлялись уже через несколько недель после изменения рациона, причем реакция зависела от генетических особенностей участников. По мнению ученых, организм может таким образом компенсировать уменьшение поступления холестерина с пищей.

Некоторые варианты LBR при соблюдении поста также оказались связаны с более низким риском ожирения. Также ученые выявили изменения уровня белка FGF21, который участвует в регулировании энергетического обмена.

У части участников определенная генетическая особенность, связанная с этим белком, сопровождалась признаками «побурения» жировой ткани. При этом белые жировые клетки начинают активнее расходовать энергию для выработки тепла, подобно бурой жировой ткани.

Исследователи считают, что сследование не доказывает прямого защитного эффекта поста или веганского питания от ожирения. Это пока это лишь возможное объяснение, которое предстоит проверить в будущих исследованиях.

Читать по теме: Диетолог Русакова назвала смертельные риски при избытке куриного мяса в рационе.