Доцент Гукасова: Прошло изменение правил налогообложения для вкладчиков в РФ

В России вводят новые правила уплаты налога с процентов по вкладам. Об изменениях агентству «Прайм» рассказала директор программы ФМЦ по повышению финансовой грамотности ИГСУ РАНХиГС Нина Гукасова.

Россия

Налогом облагается не вся сумма сбережений, а только доход, который превышает определенный лимит. Показатель рассчитывают, умножая 1 миллион рублей на максимальную ключевую ставку ЦБ, действовавшую на начало любого месяца в году. Сейчас необлагаемый минимум составляет 160 тысяч рублей, так как максимальная ставка в первом квартале была 16%. Если ставка вырастет, увеличится и лимит, но меньше текущего значения он не станет.

Отныне банки сами станут налоговыми агентами и начнут удерживать необходимую сумму сразу при выплате процентов. К процентному доходу применяют прогрессивную ставку в размере 13%, если сумма не превышает 2,4 миллиона рублей, и 15% для сумм выше указанного порога. ФНС суммирует доход по всем вкладам во всех банках.

Пенсионеры должны уплачивать налог на общих условиях. Индивидуальные предприниматели будут обязаны платить НДФЛ с процентов как физлица.

Налог также касается валютных вкладов. Доход с вложений переведут в рубли по курсу ЦБ на день выплаты процентов. Не облагаются налогом проценты по вкладам со ставкой 1% и ниже, счета эскроу и полученное наследство.

Подавать декларацию вкладчикам не нужно, банки сами передадут сведения в налоговую. Исключение составляют вклады в иностранных банках, за которые придется отчитываться по форме 3-НДФЛ. Налог за 2025 год нужно оплатить до 1 декабря 2026 года.

Читать по теме: Как неуплата налога на жилье ведет к росту долгов.