Тверь.
Тверь собирает балалаечников на «Андреевские дни».

12-13 февраля в Твери и Бежецке пройдет одно из брендовых мероприятий Верхневолжья — ежегодный областной фестиваль народно-инструментальной музыки «Андреевские дни», посвященный 155-летию со дня рождения В. В. Андреева, основателя первого Великорусского оркестра, исполнителя-виртуоза, дирижера и композитора, музыкального просветителя

В областном фестивале примут участие любительские оркестры и ансамбли народных инструментов из 12 муниципальных образований Тверской области: Бологовского, Бежецкого, Максатинского, Краснохолмского, Конаковского, Ржевского, Осташковского, Весьегонского, Старицкого районов, городов Тверь, Удомля, Кимры.

Кто же такой этот Василий Андреев, чье имя так помнят и чтят на тверской земле? Знаменитый балалаечник, создатель первого оркестра русских народных инструментов. Родился в городе Бежецке Тверской губернии в 1861 году. С детства живо интересовался русской народной музыкой. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», — писал Василий Васильевич в воспоминаниях. 

В 1883 году Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов. В 1887-м по чертежам Андреева создана хроматическая балалайка и ее разновидности: пикколо, прима, альт и бас, издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого Кружка в зале Городского кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра.

В 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой Василий Андреев дебютировал в Петербурге, в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили его в кумира великосветских салонов и законодателя мод.

Именно благодаря этому музыканту в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами (особенно балалайкой). Появился большой спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов. Стали издаваться школы и ноты.

«Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе… Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках», — говорил Андреев.

Тверь. <br> Тверь собирает балалаечников на "Андреевские дни".

Поразил наш музыкант и чопорную европейскую публику, поначалу настроенную скептически и даже пренебрежительно. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Начался первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается — и снова звучит наша великая волжская песня… Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Тверь. <br> Тверь собирает балалаечников на "Андреевские дни".

Роль Василия Андреева в развитии русской музыкальной культуры очень высока. Поэтому на тверской земле и проходят из года в год «Андреевские дни» — не только как дань памяти и уважения замечательно талантливому человеку, но и как продолжение его деятельности, как популяризация русской народно-инструментальной музыки.

Главный региональный