«Смоленская стилистика — достойный образец лучших традиций российской музыкальной школы»

Денис Кирпанёв — российский дирижёр, музыкальный педагог, Заслуженный артист Российской Федерации.

Покоряя самые именитые музыкальные площадки в России и за рубежом, он остается верен своим корням, которые были сформированы в Смоленском музыкальном училище.

Именно Смоленск дал маэстро путёвку в большое искусство. Несмотря на безусловное признание как дирижера, создателя симфонических оркестров в столице и целом ряде регионов России, имя Дениса Кирпанёва в Смоленской области известно не так широко, как за ее пределами. Smolnarod.ru пообщался с музыкантом.

Публикуем выдержки из интервью.

— Расскажите о своем пути к успеху: как простой смоленский парень стал дирижером Кремлевского балета?

Путь к совершенству – он, наверное, для всех людей одинаковый. Это лишь желание добиться высокого профессионального результата. А зерно этого движения было заложено в Смоленском музыкальном училище, когда я учился у замечательного педагога Поповой Нины Павловны, заслуженного работника культуры России. Нина Павловна на всю жизнь стала для меня наставником, другом, учителем с большой буквы. Человеком, который не просто многому научил, но буквально создавал меня изнутри как музыканта, прорисовав тот контур и рельеф будущих граней профессии, зарядив меня огромной энергией. Именно под ее руководством я поверили в профессию, и именно в те годы понял, что мне необходимо учиться дальше, поступать в вуз и стремиться к будущим свершениям.

— Ваша учеба в Смоленском музыкальном училище (1989-1993) пришлась на самые неспокойные годы. Слом Советского Союза, появление Российской Федерации, когда в стране произошла, наверное, наибольшая девальвация культурных ценностей. Когда вы учились, у вас не возникало какого-то разочарования? Не было ощущения, что нужно переквалифицироваться в предприниматели, коммерсанты?

Таких мыслей не было. Да и ощущения того, что с культурой происходит что-то неладное — в стенах училища тоже не было. Наоборот, под руководством мощного педагогического состава мы усердно занимались. Вот, например, как это было: я, житель города Смоленска, имея дома фортепиано, тем не менее, просыпался в 5 утра, и в 6 часов приходил в музыкальное училище. В 6.05 все классы были заняты. Это еще в старом здании, где сейчас находится художественная школа. Занятия начинались в половине восьмого, первым был урок по индивидуальной гармонии. Тогда мы, студенты, стремились научиться, мы хотели добиться результата, и у нас были очень хорошие учителя. Нина Павлова Попова, мне ещё раз хотелось бы это отметить, это выдающийся педагог, обладающий глубокими знаниями, высокой исполнительской дирижёрской культурой и огромным педагогическим талантом. И, кстати, мы не задумывались тогда, принесёт ли эта профессия нам деньги. Мы думали о другом — как состояться в дирижёрской профессии.

— Если вернуться к Смоленску, можно ли говорить о том, что у нас есть своя, смоленская музыкальная школа. И какие тенденции вы наблюдаете в своей смоленской альма-матер?

Еще раз хочу сказать о своём первом педагоге Нине Павловне, которую я высоко ценю как профессионала. Именно она, работая с академическим хором Смоленского музыкального училища в течение многих лет, сумела установить, казалось бы, в качестве привычной нормы, высочайший уровень художественного исполнения. Сейчас я размышляю об этом как человек, которому уже довелось самому создавать музыкальные коллективы. Однажды я услышал выступление хора Смоленского музыкального училища в стенах Академии музыки им.Гнесиных, тогда я уже дирижировал в Москве. Так вот, наряду с профессиональными студенческими коллективами, выступающими на конкурсе, наш хор продемонстрировал подлинный высокий уровень мастерства, великолепный художественный вкус, удивительную сбалансированность звучания и филигранную отточенность в каждой фразе — всё то, что определяет большое академическое искусство. Поэтому, если говорить о нашей, смоленской стилистике, то это скорее достойный образец лучших традиций российской музыкальной школы в целом. И которая была привнесена Ниной Павловной и привита студентам хорового коллектива под её руководством.

Знаете, добиться хорошего звучания хора очень сложно. А у Нины Павловны во время исполнения, как говорят, «воздух двигался». И, кстати, это оценивали многие. Хор училища в разные годы неоднократно становился лауреатом на всероссийских конкурсах. Вы представьте себе, 90-е ходы, когда только что была большая страна СССР, проходили международные фестивали и профессиональные хоровые конкурсы, после участия в которых коллектив возвращался в родные стены училища с престижными первыми премиями. Это была очень высокая оценка.

Главный региональный