Специалисты института имени И. Е. Репина Российской академии художеств (СПб) на безвозмездной основе восстанавливают главную реликвию Троицкого собора Псковского кремля
Речь идет о кресте, который, по канонической легенде, был установлен по велению княгини Ольги (X век) на месте чудесного видения трех лучей. Здесь же был построен первый в Пскове храм в честь святой Троицы. На протяжении столетий в нем хранился Ольгин крест, который принадлежал основательнице города. Как пояснила специально для корреспондента «ГЛАВНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО» Ольга Васильева, заведующая научно-фондовым отделом музея-заповедника, «нет сомнения, что дошедший до нашего времени крест из Троицкого кафедрального собора Пскова — это более поздняя реплика древнего деревянного креста, установленного княгиней на левом берегу Великой».
— Древний же крест погиб в 1609 года во время знаменитого пожара, который охватил все постройки в кремле после взрыва порохового склада. При этом серьезно пострадал Троицкий собор. Взамен утраченного креста был создан новый – это произошло в начале XVII века, о чем гласит соответствующая надпись на его основании. В 2012 году после осмотра его специалистами было принято решение передать артефакт на реставрацию. При этом в качестве «клиники» для псковской реликвии выбрали мастерскую реставрации станковой живописи института имени И. Е. Репина Академии художеств, – уточняет наш эксперт.
Почему? На это вопрос Ольга Анатольевна отвечает просто: высочайший уровень профессионализма ее мастеров является главным критерием, который говорит в пользу питерской школы. Есть и еще один плюс, который нельзя не учитывать: практически все псковские заказы выполняются там на безвозмездной основе. Как следствие, подавляющее большинство икон и картин, которые сейчас украшают постоянную экспозицию музея, возвращены к жизни именно благодаря реставрации, выполненной в мастерской Академии художеств.
— Если же говорить об Ольгином кресте, то прежде всего он требовал консервации, то есть комплекса мер, призванных предотвратить дальнейшее разрушение его составных частей, – дополняет рассказ коллеги руководитель группы реставраторов Филипп Бобров, доцент кафедры реставрации института. — Сначала был снят оклад, поскольку под ним скрывались серьезные повреждения. Потом мы устранили вздутие левкаса и красочного слоя, подклеили уже разрушенные участки поверхности. Хочу отметить особо: мы не только реставрируем, но и изучаем находящиеся у нас памятники, результаты этих исследований в дальнейшем помогают нам как в работе, так и при атрибуции других произведений иконописи. При этом каждый шаг обязательно фиксируется: проводится макросъемка, рентгенографическое исследование. Живопись также изучается в инфракрасном диапазоне. И подобные методы вполне объяснимы: речь идет не только о произведениях искусства, но и о символах, которые составляют суть национальной памяти.
По словам нашего собеседника, «главной особенностью проекта является то, что он совмещает научные методы реставрации с последующей максимальной функциональностью памятника».
— Это значит, что после завершения работ Ольгин крест будет возвращен в пространство действующего храма. Поэтому нами используются материалы, которые максимально устойчивы к воздействию агрессивной окружающей среды и изменениям температуры, влажности. Проект обладает и значительной образовательной ценностью. Студенты, которые заняты в реставрации, помимо обретения навыков и приемов консервации, учатся отличать научные методы реставрации от коммерческого подхода, который порой практикуется частными компания пусть и с привлечением музейных сотрудников. Хочу обратить внимание и на такой момент: максимальное число исследований студентами выполняется самостоятельно под контролем специалистов кафедры реставрации. В этой связи могу сказать, что Ольгин крест – это прекрасный образец для создания эталонной базы материалов иконописной живописи.
Общепризнанно, что процесс реставрации настолько кропотливый, что время тут не является решающим фактором. Как было сказано выше, работы по восстановлению Ольгиного креста были начаты еще в 2012 году, и не факт, что они завершатся в следующем. Однако Филипп Бобров уверен: когда Ольгин крест наконец-то займет свое постоянное место в Троицком соборе города Пскова, то при правильном хранении о его сохранности беспокоиться не придется — это уже будет надолго.