В Госдуме озаботились будущим актёров, признанных иноагентами. Некоторые депутаты предлагают даже удалять сцены с ними из уже снятых лент. Один из главных поставщиков патриотических фильмов современности Евгений Пригожин, ответственный за «Ржев», «Солнцепёк» и «Лучших в аду», так далеко не заглядывает и считает, что каждый человек сам выбирает свой путь.
В России продолжает клокотать раздражение после возмутительного интервью очередному иноагенту российского актёра Артура Смольянинова (включен Минюстом РФ в список иностранных агентов), заявившего о своём желании воевать за Украину. Всё-таки одно дело, когда представители культурной тусовки заявляют про свое стремление к миру и ставят чёрные квадратики на аватары, а другое, когда очередной их выходец уверяет, что готов с оружием в руках биться против родины.
Уехавший из России вместе с частью своих коллег, за рубежом Артур явно не прижился, поэтому и ходит по различным площадкам, напоминая о своём существовании провокационными заявлениями. Помимо выбора стороны, за которую можно умирать, он прямо высказался, что плевал, в каком виде наша страна будет продолжать своё существования. Ему безразлично, «что останется от России, даже если одна область, а всё остальное превратится в радиоактивный пепел». И вот таких деятелей государство долгие годы кормило бюджетными отчислениями, а зрители несли рубли за билеты в театр и кино, где массово шли работы подобных Смольянинову деятелей.
Народное недовольство докатилось и до Государственной думы, где первый заместитель председателя комитета по культуре Елена Драпеко предлагает подобных Смольянинову личностей лишить возможности сниматься в картинах, спонсируемых из государственного бюджета. Но это касается будущих работ. А её коллега Сергей Соловьев настаивает, что после изучения общественного мнения вполне можно вырезать сцены с актёрами и из лент, которые уже сняты. По его мнению, такие меры необходимы, «чтобы перечеркнуть все творческие результаты их деятельности в стране».
Вопрос этот дискуссионный и требует общественного одобрения, учитывающего в том числе и мнение культурного сектора. Петербургский предприниматель Евгений Пригожин, благодаря которому в России появилось большое количество патриотических лент, начиная от «Ржева» про Великую Отечественную и до «Солнцепёка», охватывающего начало боестолкновений в Донбассе, настроен менее категорично.
— Мы действительно снимаем большое количество фильмов и в них задействовано большое количество актёров, — отметил Евгений Пригожин. — К сожалению, к каждому в душу не залезешь. Поэтому, нам бы очень хотелось, чтобы данные актёры проповедовали исключительно патриотизм, но, безусловно, никаких гарантий дать невозможно. Каждый человек выбирает свой путь и это его собственное осознанное решение.
При этом у съемочной группы последней картины Пригожина «Лучшие в аду», вышедшей прошлой осенью, осознанное решение — занять пророссийскую позицию. В этой ленте две группы бойцов отчаянно сражаются за высотное здание. Они настолько одинаковые, что различить их можно только по цвету повязок – у одних они белые, у других жёлтые. И когда в одном из эпизодов штурмовики меняют цвет скотча, им сразу удаётся пройти куда дальше, чем удавалось ранее. Это военная драма, которая целиком и полностью построена на препарировании современных боевых действий. «Лучшие в аду» посвящены демонстрируемому российскими воинами мужеству. Актёры, снявшиеся в главных ролях, не испытывают колебаний по поводу того, чью сторону занимать.
—И хотя в фильме есть только «белые» и «желтые», зритель увидел в их противостоянии именно отсыл к спецоперации, —рассказал Григорий Маришин, сыгравший роль пулемётчика Ранга. — О ней говорят и мои соседи, и мои друзья. В спортзал придёшь — и там все только это и обсуждают. Что уж говорить про мобилизованных, тех, кто там находится. Более того, некоторые ребята из съёмочной бригады сейчас мобилизованы, и готовятся защищать Родину. Мы за них переживаем и желаем, чтобы они вернулись живыми и здоровыми, с победой. Я сам боевой офицер, с моего выпуска все посмотрели эту картину. Не потому что я там снимаюсь, а потому что тема актуальная. И спасибо Евгению Пригожину, спасибо продюсерам, что они эту тему подняли. Очень к месту.
Пока в Госдуме разгораются дебаты, стоит ли стирать иноагентов из истории или можно ограничиться лимитированием только их будущих заработков, в Китае выбор уже давно сделан. У наших соседей пиетет к популярным артистам отсутствует напрочь. И последствия, которые их ждут за неподобающее поведение, на порядок жёстче, чем те ограничения, что предлагают в Госдуме. Два года назад китайская звезда Джан Джехан (Zhang Zhehan) посетил Японию для фотосессии для журналаYasukuniShrine. Печатное издание знаменито своей поддержкой военных преступников времён Второй Мировой войны. После нескольких глянцевых снимков Джан ещё и отправился на свадьбу в токийском храме Ноги. В нём до сих пор чествуют нацистов и их пособников, участвовавших в оккупации Китая. Когда на родине узнали, с кем популярный актёр якшается, его просто стёрли из культурной повестки. По возвращении Джехан обнаружил, что фильмы с его участием сняты с показа и продажи, и даже в стриминговых сервисах их больше не найти. Исчезли эпизоды всех шоу, где он принимал участие. Песни молодого человека отсутствуют в музыкальных сервисах, а TikTok и китайский YouTube забанили и его личные странички, и всю информацию о нём. Актёр покаялся в своём невежестве, признавшись, что не понимал, в чём принимает участие, но на бойкот это никак не повлияло. Для Китая, потерявшего миллионы человек в войне с Японией, заигрывание с нацистскими преступниками – красная линия, за которой только небытие. В России такая нетерпимость пока только набирает обороты, хотя отмененные спектакли Лии Ахеджаковой или Дмитрия Назарова, ославившихся своим презрительным отношением к российским солдатам, намекают, что общество всё меньше готов терпеть предателей и иуд.