Страсти не утихают через 68 дней с премьеры «Мастера и Маргариты»

Культура

Стоит ли запретить или одобрить нашумевший фильм: запоздавшая рецензия

Томик Булгакова с двумя романами – «Мастер и Маргарита» и «Дни Турбиных» — прочитала, еще будучи школьницей. Издание 1984 года попало в руки благодаря учительнице английского, Татьяне Иващенко. Как преподаватель она была – «так себе», как человек, познакомивший с Булгаковым, осталась в памяти навсегда.

Мне было лет 15 или 16. В 1983 году ездила в «Артек» на Всесоюзный туристический слёт. В «Артеке» неожиданно, попав в лазарет, наткнулась на книгу «Хранители» 1982 года издания (те самые из «Властелина колец» Толкиена), а год спустя в руки попал Булгаков. Тогда и представить не могла, что доведётся побывать в местах его службы доктором в Смоленской области: в Сычевском и Новодугинском районах, в Вязьме, где ныне стоит скульптура «Тень Булгакова». А ведь «Записки юного врача» и «Роковые яйца» имеют и адрес, и историю в смоленской глубинке.

Но речь сейчас о «Мастере и Маргарите». Это «чтиво» даже в 1984-85 гг. не было чем-то взросло-непонятным, поскольку «Красное и Черное» Стендаля уже к тому времени года три как осилила и полюбила, впечатлилась «Орельеном» Луи Арагона и многими другими вполне взрослыми романами в отделах иностранной и отечественной литературы в библиотеке.

мастер и маргарита
Фото: kinopoisk.ru

Многие годы спустя порадовалась эпичной экранизации «Властелина», что бы кто не говорил. Но не слишком впечатлилась российским сериалом по роману Стендаля с блистательным Ерёменко в главной роли. А ещё. Долгие годы оставалась в полной уверенности, что время для съемок «Мастера и Маргариты» не пришло. Так бывает. Например, роман «Человек-амфибия» всемирно известного смоленского уроженца писателя Беляева хотел экранизировать, но не взялся из-за сложности подводных съемок «Дисней». А у нас сняли и неплохо. «Мастера и Маргариту» пробовали отечественные кинематографисты, и да простят они мой дурной вкус, больше одной-двух серий не смогла осилить. Гафта считаю гениальным, Басилашвили не люблю, но признаю. Но, даже с их участием, не место и не время было для фильма. Хотя булгаковское «Собачье сердце» — это эталон на века и времена.

 Внимание, современное кино…

Не припомню такого количества рецензий на ленту, как в первые, вторые, третьи, и так далее… дни после 25 января 2024 года. Всё разобрано, взвешено и измерено на весах – от актеров, до костюмов. Всё рассмотрено под лупой политики и экономики, мирового «заговора» или профанации. Мне всё это мало интересно. Просто через 40 лет после того, как прочитала книгу, увидела фильм.

кот бегемот
Фото: kinopoisk.ru

Конечно же, как любитель Булгакова, недополучила многое. Например, трагически не хватило юмора и сарказма, Кота Бегемота, локаций «Лысой горы» и самой сути Бала Сатаны. Несомненно, затянутым показалось начало, и притянутыми за уши (но стильными и пусть будут) египетские мотивы. Не понравилась концовка с пылающей Москвой, не впечатлили сцены с Понтием Пилатом (кстати, куда делась любимая псина прокуратора). Непонятно, к чему было вводить в сюжет ленты домработницу Наташу, которая «ни о чём» и ни за что не отвечает в общей канве картины. Про подбор актеров – это к режиссеру. Но Гелла, Коровьев, Воланд и даже Алоизий, были хороши. Удивил Марат Башаров от слова «совсем».

Надо перечитать и переосмыслить

Не раз за 40 лет сталкивалась с мнением, что Булгаков в своём романе «мелочно» попытался отомстить собственным обидчикам. Ни тогда не хотела об этом задумываться, ни сейчас. Представьте себе 1984 год, и даже – 1985-й. Социалистический реализм. Даже 27-й съезд КПСС ещё не прошёл. Какие исторические параллели, какой анализ?

Булгаков свалился на мою комсомольскую голову, как те «тревожные жёлтые цветы». И ровно также свалилась премьера фильма в 2024-м. Сырая, наверное, ускоренная к показу, странная, но обсуждаемая. Банальность и пошлость не собирают столько мнений. Посредственность по обыкновению теряется в благодушном или брезгливом молчании. Мне, сорок лет спустя, понравилась некая «футуристически-стимпанковская» подача картинки, понравился Воланд, который просто никак не мог быть местным, а только иностранным гостем, попавшим в Москву. Иначе бы не спрашивал и не удивлялся ничему.

мастер и маргарита
Фото: kinopoisk.ru

Если бы не было Аугуста Диля, его следовало бы придумать. Невероятным открытием стала Полина Ауг в роли Геллы. Не понравилась кому-то Юлия Снигирь в роли Маргариты? Мне тоже сначала казалось, что не тот типаж, но её глаза, её наряды, её рафинированный, обречённый постмодернизм – всё сыграло. А Мастер? Евгений Цыганов для меня как бы и не существовал до этой роли. Не видела, не знаю, не смотрела… Но именно благодаря этому актеру получилось понять, как в скорбного умом и зацикленного на себе индивида смогла влюбиться Женщина. Когда читала роман, мнилось, что при всей гениальности литературного непризнанного творца, его можно было только по-бабьи «жалеть» — странного, неприспособленного, замкнутого и неприятного в общем-то индивида. Простите, но даже сорок лет тому назад этот персонаж в глазах юных дев не мог быть предметом «романтических» симпатий. Нам тогда «Овод» от Этель Лилиан Войнич казался более предпочтительным предметом для грёз – искалеченный, но не сломленный, настоящий Мужчина. А не «это вот» аморфное — с руками и ногами, но скорбное душой… А в 2024 году Мастер в фильме стал мужчиной, которого можно полюбить.

Что и о чём, как и почём?

«Мастер и Маргарита» версии 2024 – это событие. Противоречивое, скандальное, неоднозначное. Но если «ломаются копья», то повод есть. Почти 80 дней назад сходила в кино. И спустя эти два месяца и несколько дней всё читаю и читаю отзывы, рецензии и мнения. Наверное, идеальный фильм по роману при моей жизни так и не снимут. И не надо. Неидеальная экранизация по мотивам «Мастера и Маргариты» в этом году дала много тем для размышления.

кино, театр, искусство, культура
cinema1909.ru

На мой непрофессиональный взгляд (не кинокритик), опустив то, что не понравилось, суммирую положительный остаток. Этот фильм — признание в любви к автору – Булгакову. Его многие годы подозревали в мелочности и мстительности, но этот фильм полностью реабилитировал творца. Этот фильм, в отличие от книги, вывел на поверхность новое измерение романа. У Булгакова были две основные парадигмы — соцреализм и Понтий Пилат, а в кинокартине появилось новое измерение. Здесь есть заявленная история прокуратора и Иешуа, привычный «соцреализм» (но в декорациях «футуристического пост-стимпанка»), а еще – сам акт творения, не привязанный к историческому контексту.

Нравится ли мне это кино? Нет однозначного ответа. Заставляет ли думать, спорить, перечитывать, вспоминать кадры и картинки – да. Главное здесь – думать. Включить мозг. Понять, что так или не так. В любом случае, полезно выйти из зоны комфорта, понервничать, поволноваться, поспорить. Лишь бы не замереть персонажем офорта Франциска Гойи с названием «Сон разума рождает чудовищ». А посредственные картины. Никто о них не спорит…

Главный Региональный