В своей статье в «Московском комсомольце» философ Александр Ципко выразил разочарование в связи с тем, что, по его мнению, патриарх Кирилл в своей проповеди о бессмертии поставил ценность вечной жизни выше, чем ценность земной жизни.
Ципко полагает, что это демонстрирует «уничижительное отношение» Церкви к старости и семье. Он также считает, что сам живет долго не из-за «страха смерти», а потому что «видит мир таким, как видел его в молодости».
Однако автор статьи отмечает, что Церковь руководствуется не мнением отдельных долгожителей, а своей многовековой традицией. Он подчеркивает, что христианство принесло в мир убежденность в том, что Христос своим воскресением победил смерть и даровал людям обетование вечной жизни.
Как поясняется, подлинное величие Бога заключается не в продлении земной жизни на несколько десятилетий, а в Его власти над вечной жизнью. Ведь даже пророки и святые до и после Христа воскрешали мертвых, но не могли даровать им бессмертие.
Однако в данной статье христианство представляется как учение, «делающее акцент не на чуде бессмертия, а на желании открыть в душе божественное». При этом данное утверждение не находит подтверждения в учении Церкви, для которой идея бессмертия души стала «животворящей силой».
В заключение подчеркивается, что вера в вечную жизнь — это не вопрос рациональных построений, а переживание опыта прикосновения к божественному, которое есть у каждого верующего человека.
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», — говорит Спаситель в полемике с саддукеями, которые не верили в воскресение мертвых.